PDA

Просмотр полной версии : Крепости на колесах: история бронепоездов


Tpaku4
12.02.2010, 16:33
Фрагмент 1 "По диким степям Забайкалья..."
Активные боевые действия с применением бронепоездов шли в годы гражданской войны на просторах Забайкалья. Борьба за обладание этим регионом в течение нескольких лет шла между большевиками и отрядами атамана Семенова.

В феврале 1918 года казачьи части, вернувшиеся с фронта, и находившиеся под сильным влиянием большевиков, установили советскую власть в столице Забайкалья — городе Чита. Однако с территории Маньчжурии на Читу начали наступление отряды атамана Семенова, сформированные при помощи японцев. Имелось у него и четыре срочно сооруженных бронепоезда — ведь наступление велось вдоль железнодорожной линии, связывающей Маньчжурию с Карымской, и далее на Читу.

Первая попытка Семенова захватить власть в Забайкалье закончилась неудачей. Его войска потерпели поражение в боях с частями Даурского фронта, которым командовал Сергей Лазо, и вынуждены были опять уйти в Маньчжурию.

Весной того же года Семенов повторил поход на Читу, но опять потерпел неудачу. Его противники к этому времени тоже обзавелись спешно построенными бронепоездами, и активно применяли их в боях. Лазо в своем донесении указывал: “Наши войска подошли к Аге. Наш бронированный поезд...ворвался на станцию, и произошел непродолжительный последний бой. Противник в панике бежал”. Семенову пришлось вернуться в Маньчжурию.

Потерпев очередное поражение, атаман не пал духом, и летом вновь пересек российско-китайскую границу. Его продвижению способствовал мятеж чехословацкого корпуса, заставивший большевиков перебросить свои основные силы в район Байкала. Вдоль маньчжурской железнодорожной ветки, в даурских степях, опять завязались тяжелые бои.

17 июля части красных перешли в контрнаступление на станцию Мациевская. Чтобы уничтожить вражеский бронепоезд, своим огнем причинявший массу хлопот, и вызвать панику у врага, Лазо приказал заминировать железнодорожную платформу и, разогнав паровоз, пустить начиненный взрывчаткой брандер на Мациевскую.

Семеновцы, увлеченные боем, слишком поздно обнаружили приближение брандера, и не успели отвести свой бронепоезд. В результате взрыва, он получил серьезные повреждения.

Под натиском приближавшихся с запада чехословацких войск, отряды Красной армии покинули обреченную Читу. Командование фронта отправилось на восток на бронепоезде, взрывая за собой мосты и уничтожая линии связи. Однако и на восток путь отхода красным был отрезан. Тогда Лазо приказал команде покинуть бронепоезд, а сам состав взорвать. Начиналась партизанская война в сибирской тайге.

В начале 1920 года, после разгрома армии адмирала Колчака и его расстрела на берегу Ангары, в Забайкалье сложилась весьма необычная обстановка. В Западном Забайкалье действовали войска Народно-революционной армии Дальневосточной республики, спешно созданной по указанию Ленина в качестве буфера между Советской Россией и японскими войсками на Дальнем Востоке.

Ряд районов Восточного Забайкалья и Амурская область к этому времени были освобождены партизанскими отрядами, и только центральная часть современной Читинской области находилась под контролем войск атамана Семенова. Такая ситуация получила название “читинская пробка”.

Несколько попыток командования НРА выбить пробку весной 1920 года окончились неудачей. Немалая заслуга в этом была бронепоездов семеновской армии. Боевые действия в Забайкалье велись главным образом вдоль железных дорог: Транссибирской магистрали и ветки Карымская-Маньчжурия КВЖД, поэтому Семенов сосредоточил на подступах к Чите девять бронепоездов в составе 3-го корпуса своей армии. Еще два охраняли коммуникации в районе станции Маньчжурия, через которую шло снабжение войск Семенова.

К западу от Читы, на основных станциях Транссиба, дислоцировались следующие бронепоезда: на станции Могзон — “Повелитель”, Ингода — “Семеновец”, Дровяная — “Всадник”, в самой Чите находились бронепоезда “Резвый” и “Отважный”.

Восточные подступы к Чите прикрывали бронепоезда “Храбрый” и “Грозный”, находившиеся соответственно на станциях Сретенск и Укурей.

На железнодорожной линии ведущей через Маньчжурию в Китай действовали бронепоезда “Станичник”, “Атаман”, “Казак”, “Каппель”, “Справедливый” и “Забайкалец”.

Удачные действия бронепоездов, отбивавших все попытки партизанских отрядов перерезать железную дорогу и оказывавших артиллерийскую поддержку семеновской пехоте и кавалерии, сорвали два наступления красных войск на Читу.

Учитывая их неудачный опыт, командование НРА главным направлением третьего наступления избрало северное, где не было железной дороги, и где не могли действовать бронепоезда. Подобная тактика дала свои плоды — 22 октября 1920 года Чита была занята войсками Дальневосточной республики. Остатки армии атамана Семенова, в том числе уцелевшие бронепоезда, прорвались в Маньчжурию.

У самой границы близ разъезда 86 своей командой был взорван поврежденный бронепоезд “Витязь”, под командованием подполковника Мейбома, прикрывавший отход основных сил армии Семенова. Этот бронепоезд вступил в строй только весной 1920 года и имел мощное вооружение — шесть орудий и 18 пулеметов. Команда его на три четверти состояла из офицеров роты Волжской бригады.

Развороченный остов некогда грозной бронированной крепости стал своеобразным памятником краха белого движения в Забайкалье.

Фрагмент 2 "...И на Тихом океане"
Ареной последних боев гражданской войны стал Дальний Восток. Временное затишье, наступившее после того, как Красная Армия заняла Забайкалье и была создана буферная Дальневосточная республика со столицей в Чите, было недолгим.

Войска Приамурского временного правительства, которыми командовал генерал Молчанов, 1 декабря 1921 года перешли в наступление на станцию Уссури и, сбив с позиций части Народно-революционной армии ДВР, заняли ее. Умело маневрируя, действуя с отчаянной смелостью, части Молчанова продвигались вперед, как будто на их пути не было ни каких сил противника и уже 21 декабря заняли Хабаровск. Эта последняя наступательная операция войск Дальневосточной армии получила название “Хабаровский поход”.

Паническое отступление войск ДВР грозило перерасти в катастрофу. Командующий Восточным фронтом Серышев, пытаясь выправить положение, прибег к испытанному средству большевиков — террору. Военно-полевому трибуналу предавались командиры и комиссары полков и каждый десятый народоармеец. Обычай древнеримских децинаций был возрожден большевиками в двадцатом веке.

Эти лихорадочные усилия красного командования успеха не имели. Поэтому, не доверяя неудачливым подчиненным, непосредственное руководство войсками возложил на себя лично Главнокомандующий НРА В.К. Блюхер. Он бросил навстречу наступающим войскам генерала Молчанова все имевшиеся у него бронепоезда. Это решение вскоре дало свои положительные плоды.

Бронепоезд № 8 “Освободитель” под командованием Ивана Дробышевского сыграл главную роль в отражении наступления Поволжской бригады генерала Сахарова на станцию Ин. 24 пулемета и три орудия бронепоезда рассеяли Уфимский кавалерийский полк, пытавшийся в конном строю захватить железнодорожную станцию.

Генерал Молчанов в своей армии тоже имел бронепоезда — “Волжанин”, “Дмитрий Донской” и “Каппелевец”, команды которых были укомплектованы в основном офицерами. Но их действия против красных бронепоездов особого успеха не имели. Моральный дух команд был подорван предыдущими многочисленными неудачами.

Бронепоезда же армии Блюхера сыграли главную роль в разгроме частей белоповстанческой армии под Волочаевкой. Имевшие на вооружении в общей сложности шесть орудий и 48 пулеметов, два бронепоезда — № 8 и 9 — своим огнем поддерживали атаки Читинской бригады на станцию Ольгохта.

Их продвижение вперед было остановлено только после того, как были подожжены два деревянных железнодорожных моста. После этого боя команде бронепоезда № 8 “Освободитель” главком Блюхер вручил серебряный кубок. Были в то время и такие награды.

В феврале 1922 года ожесточенные бои развернулись за Волочаевку. Первыми на штурм позиций белых войск были брошены наемники — корейцы и китайцы из так называемых интернациональных рот. Их действия поддерживал артиллерийским и пулеметным огнем бронепоезд № 9.

Командование не особенно жалело своих азиатских воинов-интернационалистов, поскольку, чем меньше их вернется из боя, тем большая экономия денежных средств у красного казначейства. Им была уготована роль пушечного мяса при штурме хорошо оборудованных укреплений противника.

Добравшиеся до проволочных заграждений китайцы были встречены беспощадным пулеметным огнем двух подошедших бронепоездов белых — “Каппелевца” и “Волжанина”. Вся первая штурмовая волна красных осталась висеть на колючем заборе. Офицерские команды отработали слаженно и четко.

Стремясь нейтрализовать противника, Блюхер бросил против вражеских бронепоездов свои — № 8 и 9. Началась артиллерийская дуэль. Снаряды “Каппелевца” угодили в паровоз и заднюю пулеметную площадку “Освободителя”, выведя их из строя. Ответным огнем красных было выведено из строя переднее орудие “Каппелевца”.

Исход боя бронепоездов решили действия рейдовой группы красных под командованием Гюльцгофа, направленной в тыл противника. Ей удалось поджечь железнодорожные мосты позади вражеских бронепоездов. Командиры “Каппелевца” и “Волжанина”, обнаружив пламя за спиной, и опасаясь оказаться отрезанными от своих войск, немедленно двинулись назад. По горящим мостам им все же удалось проскочить к Хабаровску и вырваться из окружения.

Исход сражения за Волочаевку был после этого предрешен. Красные войска, скрывавшиеся под псевдонимом Народно-революционная армия, захватили ее и двинулись дальше.

Все попытки Приамурской Земской рати генерала Дитерихса, как с августа 1922 года стала именоваться Дальневосточная армия, остановить продвижение войск Блюхера к последнему морю успеха не имели. В результате военных неудач пал последний оплот белого движения в России — Владивосток. Остатки Земской рати, в том числе и уцелевшие бронепоезда, ушли в Китай, надеясь там найти спасение.

Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.

Аннотация издательства: «Чудо-оружием» первой трети XX века считались бронепоезда, впервые появившиеся во время англо-бурской войны 1899-1902 гг. Судьба их была короткой, но бурной: две мировые войны, гражданская война в России, многочисленные локальные конфликты в разных частях света. В этой книге рассказывается об истории создания первых бронепоездов, о дальнейшим развитии их конструкций и вооружения, о тактике боевого применения. Впервые в отечественной литературе рассмотрены бронепоезда русского Белого движения, Германии, Польши, Японии и ряда других стран. Приведены малоизвестные факты о советских бронепоездах эпохи противостояния с КНР. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей военной техники и военного дела.

Андрей Мятишкин: К сожалению, автор придерживается явной антисоветский направленности, из-за чего книга страдает от его измышлений и обрезания использованных цитат. Список литературы не указан, но большинство чертежей российских бронепоездов позаимствовано из журнала «Моделист-Конструктор».

Целиком эта книга размещена на чудесном сайте о военной истории "Милитера":
Книга на сайте: militera.lib.ru/tw/drogovoz1/index.html
Иллюстрации: militera.lib.ru/tw/drogovoz1/ill.html
OCR и правка: Мятишкин Андрей (amyatishkin@mail.ru)

Patrik
12.02.2010, 16:46
Интересненько ;) на перекуре пчоитаю полный вариант