Показать сообщение отдельно
Старый 01.04.2011, 16:01   #4
Мирон
 
Аватар для Мирон
 
Регистрация: 08.09.2008
Адрес: Южно-Сахалинск
Сообщений: 340
Мирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном путиМирон на правильном пути
По умолчанию Стратегический бомбардировщик В-2. Часть 4

Первым бомбардировщиком, переданным американским ВВС, стал седьмой серийный самолет AV-7, приземлившийся 17 декабря 1993г. на авиабазе Уайтмен (штат Миссури), где дислоцируется знаменитое 509-е бомбардировочное авиакрыло, «Суперкрепости» которого 6 и 9 августа сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Уже 22 декабря экипаж из состава этого соединения выполнил на В-2 первый тренировочный полет. К началу 1997 г. здесь уже было сосредоточено 19 «невидимок».

Баснословная цена самолета потребовала и организации уникальной системы учебно-боевой подготовки экипажей. «Я вполне сознаю, насколько дорог В-2, -говорил на одной из пресс-конференций генерал Чейн. – Мы совершенно не собираемся, получив эти машины, использовать их для ежедневной летной подготовки экипажей, как это обычно делается с другими боевыми самолетами. Я думаю, что необходимо применить подход, апробированный нами при эксплуатации стратегического разведчика SR-71».

В полном соответствии с данной концепцией фирмой «Линк Флайт Симьюлэйшн» был спроектирован моделирующий комплекс-тренажер (МКТ). В схеме тренажера используется система визуализации «Компью-Син 4», созданная специалистами «Дженерал Электрик». МКТ, установленный на мощной ферме, как и тренажеры самолетов «Боинг-747» и -767, имеет шесть степеней свободы. Кабина тренажера аналогична пилотской кабине В-2 и и оснащена теми же приборами на ЭЛТ, что и боевой самолет. Кроме того, она имеет цифровую моделирующую установку, позволяющую создать любой вариант воздушной обстановки. После получения квалификационного удостоверения экипажи В-2 будут выполнять ежемесячно следующие задания:

* два 5-часовых полета на В-2;

* шесть полетов продолжительностью по 1 -1,22 часа на учебно-тренировочном самолете Т-38 для поддержания летной подготовки;

* пять «полетов» на МКТ.

Планы ВВС США предусматривают существенное расширение использования тренажеров и других технических средств обучения, а также понижение годового налета самолетов В-2 в условиях мирного времени. Эти меры должны снизить высокие расходы на эксплуатацию бомбардировщика, которые значительно превышают аналогичные показатели у В-52 и В-1. Все та же невиданная стоимость программы заставила создать и уникальную инфраструктуру для обслуживания поистине золотых бомбовозов. Начатые в 1988г. на авиабазе Уайтмен строительные работы, продолжались пять лет. Сначала предполагалось возвести 32 индивидуальных ангара для размещения бомбардировщиков, но затем ограничились 21.

Эти сооружения построены с использованием радиопоглощающих покрытий и композиционных материалов. По расчетам специалистов, их применение должно увеличить ресурс специального покрытия планера и остекления кабины, поскольку на них оказывает неблагоприятное воздействие ультрафиолетовое излучение солнца. Система кондиционирования воздуха способствует поддержанию РЭО самолетов в боеготовом состоянии. В противном случае, из-за отсутствия «форточек» резкий перепад температуры может «нокаутировать» чувствительную электронику. Система пожаротушения ангара способна полностью залить самолет пламягасящим составом уже через 20 с после получения сигнала тревоги. Ангары также способны выдержать нападения диверсионных групп вооруженных легким оружием. В случае получения сигнала об угрозе воздушного или ракетного нападения, технический персонал авиабазы способен уже через 10 минут обеспечить взлет бомбардировщиков с минутным интервалом. Поскольку, в отличие от B-52G/H и В-1В, «невидимки» гораздо менее чувствительны к погодным условиям, то взлет будет производится сразу с обеих основных ВПП и такого же количества запасных.

В момент начала программы АТВ ВВС США планировали закупить 133 самолета (132 строевых и один опытный) общей стоимостью 36,6 млрд. долл. для полной замены бомбардировщиков В-52. Однако после объединения Германии, эксперты американских ВВС получили возможность познакомиться с советским истребителем четвертого поколения МиГ-29 (Fulcrum-A), небольшое количество которых находилось на вооружении ВВС ГДР. Командование Бундеслюфтваффе, ставшее новым хозяином МиГов, выделило два самолета для союзника: один предназначался для NASA, а второй – для ВВС.

Испытания советской новинки, начавшиеся под аккомпанемент разглагольствований прессы о конце «холодной войны», наступившей в международных отношениях «эре доверия», «перестройке» и похвалах «русскому чуду», вскоре были засекречены. Как правило, газеты наперебой рассказывали о потрясавших воображение маневренных качествах советской машины, что же касается БРЭО и вооружения, то обтекаемо говорилось о том, что они почти не уступают американским образцам, но имеет устаревшую элементную базу. Но секрет сохранить не удалось. Участвовавший в этой программе летчик-испытатель Ларри Нильсен все-таки проговорился в беседе с Робертом Ф.Дорром (сотрудником World Air Power Journal) о том, что радар Н-019 (разработка НПО «Фазотрон»), установленный на МиГ-29, видит В-2 даже на фоне земли!! По его мнению, почти наверняка можно предположить, что БРЛС МиГ-31 и Су-27, также способны селектировать такую цель, причем на гораздо большей дальности. Правда, Нильсен оговорился, что экипаж В-2 все же имеет неплохие шансы уйти из-под атаки перехватчиков, но не пояснил, чем они подкреплены. Не ясно также проводились ли испытания СУВ МиГ-29. Но и без этого репутация «стелсов» оказалась подмоченной.

После того как эта информация попала в печать, в прессе поднялась волна критики администрации и Пентагона «занимающихся тратой средств налогоплательщиков на не оправдывающие себя проекты». «Верните наши деньги!», – орали газеты, – «20% средств, затраченных на «невидимки», хватило бы на полное преодоление последствий абортов!», «Нам нужны новые пособия по безработице, а не новые бомбардировщики!»

Доклад об испытаниях МиГов был заслушан комиссией Конгресса. В нем, в частности, отмечалось, что «планируемые работы по снижению до необходимого уровня РЛ заметности В-2 многократно превышают по затратам работы, направленные на модернизацию БРЛС советских истребителей». Дальнейший анализ показал, что планировавшиеся в качестве основного вооружения ракеты AGM-69 SRAM и AGM-131 SRAM-2 не смогут обеспечить требуемой точности поражения обнаруженных целей. В результате, на вооружении В-2 остались только с свободнопадающие и управляемые бомбы, что заставило многих специалистов вообще усомнится в способности этих машин действовать в условиях активного противодействия. Эти «открытия», оглашенные в Конгрессе, едва не поставили крест на всей программе. Однако генералам и авиапромышленному лобби удалось отстоять «священную корову» под тем предлогом, что Стратегическое Авиационное Командование вообще не имеет самолетов, способных действовать в условиях активного противодействия. Тем не менее, конгрессмены уже не могли игнорировать мнение прессы и сократили количество заказанных самолетов до 75, выделив в апреле 1990г. 4,1 млрд. долл. на постройку 15 бомбардировщиков. Впрочем, и это количество было отнюдь не окончательным. Причины крылись в том, что к этому времени была уже возобновлена программа В-1, и законодатели, подобно герою рассказа О’Генри, благоразумно решили, что «Боливару не свезти двоих…»

Согласно утверждению представителей ВВС, стоимость первых 10 самолетов составила 33,2 млрд. долл. (по курсу 1991г.). Стоимость следующей пятерки обошлась налогоплательщикам еще в 6 млрд. долл. Правда, остальные 60 оценивались «всего лишь» в 21,6 млрд. долл., что позволяло «удержать» цену одного бомбовоза ниже магической отметки в 1 млрд. долл. Однако этого не произошло, и она продолжила «набор высоты»…

Серьезнейший удар по «стелсам» нанес развал Варшавского Договора и Советского Союза. Пентагон «в мгновение ока» лишился своего излюбленного жупела о «советской военной угрозе», которым размахивал в течение десятилетий, и американские конгрессмены вновь поставили вопрос о целесообразности постройки еще 60 самолетов. Правительство попыталось отстоять продолжение программы, мотивируя свое мнение тем, что если вместо указанного количества бомбардировщиков построить, к примеру, только десять, то на закрытие программы потребуется еще 3,6 млрд. долл. «отступных», и тогда цена одного самолета взлетит до 1,8 млрд. долл. (Эта цифра недалека от стоимости атомного подводного ракетоносца, обладающего куда меньшей заметностью и несопоставимой ударной мощью.)!!.. Общая же стоимость выпущенных бомбардировщиков (без учета созданной для их испытаний и эксплуатации инфраструктуры) достигнет 46,4 млрд. долл. Однако «сломить» конгресс не удалось и после многочисленных дебатов в зале заседаний и под коврами в кабинетах, законодатели приняли решение о поставке ВВС всего лишь 21 самолета и выделения на это в 1993 финансовом году жалких 2,7 млрд. долл.

После поступления в декабре 1993г. на вооружение самолеты В-2А получили название Spirit (Дух). При этом каждому самолету, как боевому кораблю, присвоено еще и собственное имя. Например, бомбардировщик, имеющий серийный №89-0128, носит наименование Spirit of Nebraska («Дух Небраски»). Первоначально на вооружение Стратегического Авиационного Командования поступили 15 машин 10-й серии (AV-2 – AV-16). AV-1 также соответствует им, но пока находится в распоряжении испытательного центра. Поскольку процесс испытаний проходил параллельно с поставкой самолетов ВВС, то выявленные дефекты приходилось устранять по ходу производства бомбардировщика. Необходимо отметить, что боевая мощь находящихся в настоящее время на вооружении американской авиации стратегических «невидимок» в значительной степени эфемерна. Впрочем, судите сами. Основная масса самолетов, принадлежащая к 10-й серии, имеет ограничения по взлетной массе до 138500кг и величине перегрузки, а потому не способны совершать полеты на малых высотах и использовать высокоточное оружие. Характеристики системы управления оружием (СУВ) также не могут быть реализованы в полной мере, поэтому машины этой модификации могут применять только свободнопадающие боеприпасы: термоядерные бомбы В-83 с тротиловым эквивалентом 1-2 Мт (16 шт.) или такое же количество неядерных 907-кг Мк.84. Кроме того, ЭПР самолетов 10-й серии превышает установленную норму.

Потеря двух F-117, сбитых устаревшими ЗРК советского производства в ходе блицкрига в Персидском заливе, позволяет предположить, что для более современных комплексов ПВО «невидимки» отнюдь не являются таковыми. В июне 1995г. на авиационной выставке в Ле-Бурже впервые демонстрировался В-2. Это был «Дух Миссури» (серийный №88-0329) входящий в 10-ю серию. Спустя год его показали на выставке в Фарнборо. Во время демонстрационных полетов операторам ЗРК «Джернос» при помощи ИК-аппаратуры удалось осуществить устойчивый захват и сопровождение «невидимки» на дальности до 6 км. Фотографии, полученные с индикатора тепловизора, свидетельствуют, что «дух» имеет относительно большую заметность на различных режимах полета и вполне может быть атакован ракетами с ИК ГСН. В частности, хорошо видны «горячие» точки в районе всех четырех сопел ТРДД. Невысоко оценивают В-2 и французские специалисты, что касается российских разработчиков систем ПВО, то они прямо заявили, что «духам» лучше не заходить в радиус действия ЗРК С-300…»

В 1996г. ВВС получили три бомбардировщика 20-й серии (AV-17 – AV-19), которые оснащены системой целеуказания GATS/GAM, обеспечивающей с серьезными ограничениями применение высокоточных боеприпасов с комбинированным инерциально-спутниковым наведением JDAM массой по 907-кг, которые, правда, еще не прошли испытания.

БРЭО этого варианта «невидимки» обеспечивает ему возможность совершать в ручном режиме полет с огибанием рельефа местности на высоте не ниже 183м. Помимо боеприпасов, поднимаемых «десятками», самолеты этой серии способны нести 16 ядерных бомб В-61 (тротиловый эквивалент (100-500кг) или бомбовые кассеты трех типов (CBV-27, CBV-89 и CBV-97), в количестве 16, 8 и 2 соответственно. В 1997г. до стандарта 20-й серии были доведены два бомбардировщика 10-го блока. В текущем году должны быть переоборудованы еще пять машин, а полная модернизация всех самолетов предыдущего выпуска ожидается только к 2000 г. К этому времени ожидается и принятие на вооружение боеприпасов, корректируемых спутниковой навигационной системой GRS.

В 1997г. были получены два последних бомбардировщика, модернизированные по стандартам 30-й серии (AV-20 и AV-21). Эти машины имеют доработанную конструкцию планера с уменьшенной ЭПР. Изменения коснулись кромок крыла и управляющих поверхностей. Так, вместо многосекционного носка, примененного на самолетах 10-й и 20-й серий, установлен монолитный носок. Модернизация вызвана провалом характеристик малозаметности в низкочастотном диапазоне, что было выявлено в ходе испытаний, проводившихся в 1991г. На машинах этой серии за соплами двигателей установили панели верхней поверхности крыла с повышенной термостойкостью. Кроме того, с «тридцаток» сняты ограничения полетных режимов, установленные для бомбардировщиках двух предыдущих серий.

Бортовой комплекс РЭО обеспечивает самолетам выполнение длительного полета в режиме следования рельефу местности на высоте до 60м. Возможности РЛС позволяют «запоминать» положение обнаруженных наземных целей с визуализацией изображения, которое можно сравнить с хранящимися в «памяти» образами целей. Состав БРЭО дополнен системой спутниковой связи MILSTAR. СУВ обеспечивает применение управляемых боеприпасов с инерциально-спутниковым наведением. В следующем году ожидается поступление на вооружение 907-кг КАБ JDAM и BLV-109, размещаемых на многопозиционных держателях. Для применения авиабомб меньшего калибра в бомбоотсеках могут быть размещены 34 стандартных держателя TDM (монтируются вместо барабанных многопозиционных). Последней новинкой, применение которой должно серьезно повысить боевой потенциал «духов», являются крылатые ракеты AGM-137 TSSAM. Каждый бомбардировщик может поднять по восемь боеприпасов этого типа, размещаемых на двух 4-позиционных пусковых установках. По сообщению представителей ВВС США, работы по окончательной доводке всех В-2 по стандарту «30» ожидается завершить только к 2014г.

В настоящее время из 21 самолета В-2, 16 находятся в строю, четыре используются в качестве тренировочных и один (AV-1), в качестве летающей лаборатории для отработки планируемых к принятию на вооружение высокоточных систем оружия. В попытке доказать необходимость продолжения программы выпуска В-2 специалисты корпорации RAND выдвинули предложение использовать бомбардировщик в качестве противотанкового самолета! Для выполнения этой задачи основным вооружением должны стать кассеты с противотанковыми суббоеприпасами SFW и LOCAAS. По расчетам этих «стратегов», тройка «духов» могла бы отразить атаку советской танковой дивизии, уничтожив в ходе налета до 350 бронированных машин всех типов! Бредовость подобной идеи очевидна, поскольку по количеству средств ПВО советская танковая дивизия в конце 80-х – начале 90-х гг. стояла на первом месте в мире! Согласно опубликованным данным, в ней имелся зенитно-ракетный полк (20 ПУ ЗРК «Тор» или, на худой конец, «Куб»), а каждому из трех танковых полков придавался зенитный дивизион (20 ЗУ «Тунгуска»); в добавок к этому в соединении имелось до 120 ПЗРК!!

Те же специалисты предложили использовать В-2 совместно с бомбардировщиками В-1. В этом случае «двойка» должна была идти впереди и осуществлять подавление системы ПВО, а «единичка» использоваться в качестве ударной машины для уничтожения выбранных целей. Даже если предположить, что оба бомбоотсека на «невидимке» будут под завязку набиты противорадиолокационными ракетами HARM, успех выполнения такой операции весьма сомнителен. Еще один проект выдвинула фирма «Нор-троп», предложившая создать на базе В-2 разведчик. Один из бомбоотсеков самолета в этом случае использовался для размещения разведывательной аппаратуры, а другой сохранял возможность загрузки средств поражения. Согласно расчетам специалистов, RB-2 может находится в оперативной зоне в течение многих часов, обеспечивая сбор и передачу информации в реальном масштабе времени. В этом случае у машины есть шанс вернуться в число наиболее приоритетных программ министерства обороны США.

После закрытия в 1993г. программы AF-X, ВВС США снова подняли вопрос о возможности закупки дополнительного числа бомбардировщиков, предназначенных для выполнения ударных операций с применением обычных боеприпасов. Согласно расчетам Пентагона, для этой цели вполне бы подошли самолеты 20-й серии. В частности, заместитель командующего Стратегического Авиационного Командования генерал-лейтенент Стивен Кронер заявил, что «возможно, после снятия с вооружения В-52, для поддержания боевого потенциала ВВС потребуется больше самолетов В-2, производство которых можно продолжать малыми темпами». Со своей стороны фирма «Нортроп» также неоднократно выходила с предложениями к ВВС об увеличении объемов заказа. В любом случае будущее этих сверхдорогих самолетов сегодня находится под вопросом…
__________________
We are the elite special forces, U.S. Army
Rangers Lead the Way.
Мирон вне форума   Ответить с цитированием